Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр освятил Крест 12 великомученицам — узницам печально известного Акмолинского лагеря жен изменников родины (АЛЖИР), сообщает zakon.kz.
На кладбище АЛЖИРа также были совершен молебен и возложены цветы всем памятным знакам, установленным представителям различных конфессий, которые исповедовали узницы лагеря. В мероприятии приняли участие почетные гости из Санкт-Петербурга, представители дипломатического корпуса, общественные и политические деятели.
Фото radichesti.ru
АЛЖИР – название женского лагеря специального назначения, где содержались женщины, родные и близкие высокопоставленных т.н. врагов народа, осужденных сталинским режимом с 1938 по 1953 год. По разным данным, за период его существования через него прошло более 20 тысяч женщин.
Памятные знаки в виде крестов в память об узницах лагеря были установлены в качестве благотворительной акции меценатом из Санкт-Петербурга Грачьей Погосяном.
Фото radichesti.ru
В 2017 году Погосян выступил одним из спонсоров доставки на Родину останков солдата из Казахстана Сорокина Н.Ф., обнаруженных поисковиками Эстонии. После торжественного захоронения останков солдата в г. Семей, по возвращении в Астану россияне побывали на мемориальном комплексе АЛЖИР и прониклись глубоким уважением к руководителям страны за сохранение памяти. Грачья Мисакович предложил внести свою лепту в увековечение памяти сотен и тысяч безвинных женщин, чьи судьбы напрямую переплелись с многострадальной землей Казахстана.
Получив разрешение местных властей и благословение Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, памятные знаки были доставлены из Санкт-Петербурга и Еревана и установлены на мемориальном кладбище АЛЖИРа в селе Акмол.
Фото radichesti.ru
Руководитель Общественного фонда «Военно-патриотический центр «Арлан» Аманжол Уразбаев в числе организаторов акции был награжден митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром медалью «За труды – Енбегі үшін» за вклад в укрепление межконфессионального согласия народа Казахстана.
— Хочу высказать слова огромной признательности всем неравнодушным, как организаторам, так и участникам этой акции, — подчеркнул митрополит. — Это не просто очередное мероприятие, такие события подчеркивают важность сохранения мира и спокойствия на нашей благословенной земле.
Фото radichesti.ru
От имени женщин и матерей Казахстана присутствующих поблагодарила Мариям-кажи Нуржанова. Она рассказала душевную историю и прочитала стихотворение о камне — Курте, ставшим символом жизни для узников многочисленных лагерей ГУЛАГ на территории Казахстана. О том, как испытавшие голод и лишения 30-х и 40-х годов местные жители — казахи пытались спасти жизни несчастных жертв режима, спасая их от голода и отчаяния.
— В далекие 90-ые в Казахстан прибыла Гертруда Платайс, бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен «изменников» родины. Тогда она поведала сотрудникам музея «АЛЖИР», как в первый раз увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам, — рассказывает Мариям-кажи Нуржанова. — Дело было в буранное зимнее утро. Женщины-узницы под усиленным надсмотром конвоя собирали камыш на берегу озера Жаланаш для постройки бараков. У каждой заключенной была своя норма, и для ее выполнения приходилось работать по 17-20 часов в сутки.
Измученные женщины буквально валились с ног, когда из зарослей камыша выскочили старики и дети — местные жители соседнего казахского села Жанашу. Старшие дали команду, и дети стали забрасывать камнями женщин. Конвоиры начали громко и жестоко смеяться, видите, мол, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле не любят и даже дети.
— Было очень больно и обидно и, в первую очередь, морально, — вспоминает Гертруда Платайс.
Такие «избиения» повторялись в течение нескольких дней. По лицам оскорбленных узниц текли слезы. Они тихо взывали к судьбе и роптали на несправедливость задурманенных и озлобленных сталинской пропагандой казахов…
Но однажды обессилев от летевших в нее камней, Гертруда споткнулась и упала лицом на эти самые камни. Секунду спустя до нее донесся запах творога. Камни, от которых она так старалась укрыться, пахли сыром и молоком. Она подняла один из них с земли и положила в рот – он оказался очень вкусным. Она собрала камешки и отнесла в барак, где находились заключенные, среди которых были и женщины-казашки. Они рассказали, что это курт, соленые и высушенные на солнце плотные комочки творога.
Оказалось, чтобы хоть как-то помочь пленным женщинами, местные казахи нашли единственный способ, который не привлекал внимания надзирателей, ибо был сокрыт под маской жестокого пренебрежения к пленным. Казахи пережили голодные 1930-е годы, но даже страх потерять своих детей не останавливал их. Втайне они прятали в кустах кусочки вареного мяса, лепешки, курт и толокно.
Благодарность на всю жизнь сохранилась в сердцах выживших. «Все лагеря плохие, — рассказывают женщины – но именно в казахстанских выживали многие и, в первую очередь, благодаря казахам. Они на себе испытали голод, холод, лишения».
Стихотворение «Курт – драгоценный камень» было написано по воспоминаниям Гертруды Платайс преподавателем истории Раисой Голубевой.
Курт — драгоценный камень
О, Господи, да это ведь не камень.
От него так пахнет молоком.
И в душе затрепетал надежды пламень,
А в горле встал ком.
Так вот что придумали старики!
Вот за что женщины детьми рисковали!
Они нас от болезни берегли,
Они нас от безверия спасали.
Они поняли, что мы не враги,
А просто несчастные женщины.
И чем смогли — помогли,
Поразив нас своей человечностью.
Я молча поползла по льду,
Собирая драгоценные камни.
Теперь я отвратила от них беду,
Спасая их от охраны.
А ночью в холоднейшем бараке,
На оскверненной палачами земле,
Я, немка, молилась мусульманскому богу,
Да ничего не просила себе.
Я просила старикам здоровья,
Женщинам-матерям — счастья.
Особенно я молилась за детей,
Чтобы они не видели несчастья.
Я прошла все круги ада,
Потеряла веру и друзей,
Но одно я знаю,
Что только так и надо воспитывать детей.
Подготовила Торгын Нурсеитова