В каком направлении в Казахстане планируют развивать науку

Министерство образования и науки разработало Концепцию к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам науки», сообщает zakon.kz.

Целью законопроекта является совершенствование законодательства в области науки и научно-технической деятельности в целях повышения научного потенциала страны и повышения качества государственного администрирования науки, повышения вклада науки в развитие инновационной экономики страны и научной системы республики.

Как отмечается, в сфере науки накопился ряд системных проблем, которые являются препятствием для дальнейшего развития научного потенциала, повышения результативности научных исследований и вклада сферы науки в социально-экономическое развитие страны, полномасштабной интеграции в мировое научное пространство.

Разработчики Концепции обозначили ряд проблем, в числе которых:

1. Малочисленность научных кадров, обусловленная несовершенством действующих механизмов финансирования науки.

Численность научных кадров в 2021 году составила 21,8 тыс. чел. Не увеличивается приток молодежи в науку, что усугубляет проблему «старения» кадров». Средний возраст сотрудника с ученой степенью составляет – 57 лет, главного научного сотрудника – 65 лет, ведущих и старших научных сотрудников – 54 года, младших – 30 лет. Пенсионного возраста достигли более 15% сотрудников.

Главной причиной привлекательности науки являются неконкурентный уровень и нестабильность заработной платы. Среднемесячная заработная плата персонала, занятого выполнением НИОКР в 2020 году составляла 152 тысячи тенге (71% от среднемесячной заработной платы по экономике), — отмечают разработчики.

По их мнению, исключительно конкурсный характер финансирования научных проектов и программ, отсутствие в составе базового финансирования заработной платы ученых, отсутствие непрерывного, вне зависимости от конкурсов, финансирования фундаментальных исследований, краткосрочность грантового и программно-целевого финансирования (максимум – до 36 месяцев) оказывают негативное влияние на развитие действующих и новых научных школ.

Также в законодательстве отсутствуют меры социальной поддержки для ученых.

Кроме того, отмечается физический и моральный износ основных фондов научных организаций (40%); отсутствуют внеконкурсные финансовые инструменты развития международного сотрудничества; не предусмотрены конкретные инструменты профессионального роста научного сообщества и закрепления в науке молодежи; не определен правовой статус ученых как категории, деятельность которой носит социально значимый характер.

2. Сохранение тенденции «догоняющего характера» отечественной науки.

SWOT-анализ предметных областей науки Казахстана за 2019 год показал, что из 22 предметных направлений казахстанской науки за 2015-2019 годы только 7 (32%) представлены как сильные или имеющие возможность перейти в категорию сильных. Большинство научных проектов и программ остаются невостребованными или маловостребованными отечественной экономикой.

Научная составляющая в недостаточной степени интегрирована в практическую деятельность государственных органов, а также в среднесрочные и долгосрочные программы развития отраслей экономики. Законодательством не предусмотрены институты и единый механизм приоритезации научно-технических задач и определения стратегической важности предлагаемых проектов и программ с учетом долгосрочных целей развития страны и глобальных тенденций, — отмечают разработчики документа.

В свою очередь, субъекты научной и научно-технической деятельности не ориентированы на потребности реального сектора.

3. Несовершенство администрирования науки, множество бюрократических барьеров.

Так, указывается на несовершенство деятельности Национальных научных советов.

Отсутствуют институт и механизм апелляции решений национальных научных советов, что вызывает справедливые нарекания научного сообщества, — говорится в документе.

Кроме того, не урегулированы вопросы ротации, отзыва члена ННС, исключения, этического саморегулирования членов ННС.

Утверждение составов ННС необходимо возложить на уполномоченный орган, так как, в настоящее время любые изменения в составе ННС согласовываются со множеством госорганов, а процесс принятия постановления Правительства занимает около двух месяцев, что негативно отражается на качестве работы советов, и в конечном счете, на сроках финансирования научных проектов и программ. Требуется также внести изменения в процесс формирования и численность ННС с учетом четких критериев, научной и деловой репутации кандидатов, — указывают в МОН РК.

Кроме того, требуют решения вопросы создания отдельного ННС по коммерциализации результатов научной или научно-технической деятельности.

Также в министерстве предлагают расширить понятийный аппарат закона о науке такими категориями как «молодой ученый», «этика научного работника», «научная школа» и других.

Для решения указанных проблем в законопроекте предлагается предусмотреть следующие основные новации:

  • включение в базовое финансирование заработных плат ведущих ученых прямое, вне зависимости от конкурсов, финансирование научных институтов, занимающихся фундаментальными исследованиями;
  • установление заработной платы ученых и исследователей;
  • выделение грантов по программам постдокторантуры;
  • выделение грантов для научных стажировок и расширение компетенции уполномоченного органа в сфере науки по определению правил, порядка и нормативов научных стажировок;
  • формирование «социального пакета» для ученых;
  • выделение мега-грантов для проведения крупных научных исследований, материально-техническое оснащение научных организаций, развитие и формирование новых научных школ;
  • увеличение сроков грантового и программно-целевого финансирования до 120-ти месяцев;
  • определение института и единого механизма приоритезации научно-технических задач, и определение стратегической важности предлагаемых проектов и программ с учетом долгосрочных целей развития страны и глобальных тенденций;
  • расширение компетенции Министерства образования и науки РК в качестве органа, осуществляющего межотраслевую координацию в области науки и научно-технической деятельности;
  • обеспечение централизации, повышения прозрачности отчислений, а также распределения исходя из общенациональных научных приоритетов средств в размере 1% от затрат на добычу полезных ископаемых;
  • проведение научных исследований в условиях чрезвычайного положения по поручению Президента Республики Казахстан без конкурсных процедур;
  • уточнение компетенции Правительства, Высшей научно-технической комиссии, национальных научных советов, уполномоченного органа в области науки и отраслевых уполномоченных органов;
  • усиление ответственности членов национальных научных советов за принятые решения, урегулирование вопросов ротации, отзыва, исключения членов ННС и т.д.;
  • создание механизма или института апелляции решений ННС;
  • создание отдельного ННС по коммерциализации РННТД;
  • определение единого оператора грантового финансирования науки;
  • осуществление оплаты за научные исследования без предоставления акта выполненных работ на основании решения ННС;
  • расширение понятийного аппарата «молодой ученый», «этика научного работника», «научная школа» и т.д.;
  • другие меры, направленные на решение вышеназванных проблем.

Предлагаемые мероприятия будут способствовать повышению качества государственного администрирования науки и росту ее вклада в социально-экономическое развитие Республики Казахстан, — считают в МОН.

По данным Национального доклада по науке, в 2019 году финансирование науки достигло 82,3 млрд тенге, из которых 39,2 млрд тенге или 48% были направлены на прикладные исследования. В научных разработках были задействованы 386 организаций, в которых занято 21,8 тыс. человек (молодые ученые – 37,5%). При этом, наибольшее число организаций, выполнявших НИОКР, представляли предпринимательский сектор (158 из 386).

По 134 коммерциализированным проектам, объем софинансирования бизнеса составил 14,5%. Осуществлены 1214 грантовых проекта и научно-технических программ, по итогам которых получено 317 охранных документов и 127 разработок.

На этап производства и услуг вышли 90 проектов, доход от продажи составил 5,4 млрд тенге, объем выплаченных налогов – 2,6 млрд. тенге. По 106 проектам разработаны промышленные прототипы. Создано 1240 рабочих мест.

В мировом рейтинге стран по количеству публикаций и нормализованной цитируемости, Казахстан занимает 75-е место из 214 стран. При этом значительная доля высокоцитируемых публикаций приходится на совместные научные труды с международными партнерами.

Проект документа размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 15 июля.