Контрафактная продукция — не редкость на казахстанском рынке. Однако обычно это касается одежды, предметов быта, техники. Рынки безалкогольных напитков и продуктов питания эта напасть обходила стороной, отыгрываясь на алкоголе. Но этот период безопасного питания, похоже, закончился. На рынке мороженого уже два года существует контрафактная продукция.
Всем известно мороженое от «Шин-Лайн». Компания сотрудничает с международными производителями, и одним из плодов такого сотрудничества стал выпуск на казахстанский рынок дынного мороженого под товарным знаком «Melona». Такое мороженое с 1992 года производит южнокорейская фирма Binggrae, с которой «Шин-Лайн» в 2007 году и подписала контракт, предоставляющий права для использования и адаптации на территории Казахстана рецепта и упаковки. Сам товарный знак «Melona» был зарегистрирован в нашей республике в 2010 году.
Каково же было удивление менеджеров «Шин-Лайн», когда в 2019 году на компанию пожаловались в департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по Алматинской области.
Обращение поступило от некоего ТОО «Балмуздак». В нем говорилось, что «Шин-Лайн» использует товарный знак «Melona», совпадающий по цветовым сочетаниям и имеющий звуковое сходство с товарным знаком «Milana», под которым выпускается дынное мороженое производства ТОО «Балмуздак» с 2018 года. По крайней мере, тогда и был зарегистрирован этот товарный знак.
Несмотря на то, что разница в регистрации брендов — почти девять лет в пользу продукта от «Шин-Лайн», департамент КРЕМ обратился к ТОО «Шин-Лайн» с требованием предоставить информацию о правах на использование товарного знака «Melona». В ответ в «Шин-Лайн» предоставили доказательства того, что у компании имеются все права на использование дизайна упаковки и наименования мороженого «Melona», которое она успешно производит уже в течение 12 лет. Также в ответе департаменту указано, что ТОО «Балмуздак» произвело незаконную переработку оригинальной упаковки, исключительные права на дизайн которой принадлежат южнокорейским партнерам.
Затем уже компания Binggrae обратилась в Апелляционный совет Министерства юстиции РК с возражением против регистрации товарного знака «Milana», принадлежащего ТОО «Балмуздак».
16 января 2020 года было вынесено решение об аннулировании знака «Milana», а в феврале 2020-го информация об этом была официально опубликована на сайте РГП «НИИС» — www.kazpatent.kz.
ТОО «Балмуздак» дважды пыталось обжаловать это решение, заявляя теперь, что никакого сходства во внешнем виде и фонетическом звучании названий «Melona» и «Milana» не наблюдается, и на этом основании требуя оставить их товарный знак в покое. Вся эта судебная драма длилась до третьей декады апреля 2021 года, когда состоялось рассмотрение апелляционной жалобы ТОО «Балмуздак», в удовлетворении которой было отказано. И все это время мороженое «Milana» оставалось на полках магазинов.
Да оно и до сих пор находится в продаже, однако является контрафактным, так как согласно п. 3 ст. 44 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», товар и его упаковка, на которых размещены без согласия владельца товарный знак, наименование места происхождения товара или обозначения, сходные с ними до степени смешения, признаются контрафактными.