В рамках инициированного фондом «Болашақ» проекта «Каждый ребенок достоин школы» 600 детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями получили возможность ходить в школу, а 20 детей уже вышли на самостоятельное обучение в общем классе без сопровождения, сообщает Zakon.kz.
За шесть лет болашаковцами было открыто и оснащено 43 кабинета поддержки инклюзии в 22 городах, где работают 284 педагога-ассистента. Они помогают обучиться, социализироваться, выйти на самостоятельное обучение 600 детям с особенностями развития.
Благодаря проекту «Каждый ребенок достоин школы», 90% невербальных детей научились говорить, 50 детей с особенностями развития стали призерами школьных, городских, областных соревнований и олимпиад. 2 тыс. специалистов и родителей прошли обучение по инклюзивному образованию и прикладному анализу поведения.
При экспертной поддержке болашаковцев Фондом Нурсултана Назарбаева также открыто еще 16 кабинетов поддержки инклюзии в восьми регионах страны.
Как рассказали в фонде «Болашақ», должность педагога-ассистента официально появилась в школах Казахстана только в прошлом году. При этом работа по включению педагога-ассистента в реестр должностей школ началась еще в 2016 году в рамках работы Экспертного совета проекта «Каждый ребенок достоин школы» корпоративного фонда «Болашақ» с участием представителей ОФ «Дара», ОФ «Ашық әлем», ОФ «Дорогою добра», БФ «Қасиетті жол», Центра абилитационных программ «Родники», государственных органов, депутатов Парламента и других.
Педагог-ассистент – важнейшее звено в системе инклюзивного образования. Именно он помогает в усвоении учебного материала на уроках и в кабинете поддержки инклюзии, корректирует нежелательное поведение, развивает у ребенка навыки социализации и коммуникации.
Часто у детей с особенностями развития присутствует нежелательное поведение – истерики, плач, громкий крик и так далее. В первую очередь, педагог-ассистент учит ребенка контролировать такое поведение. До 2020 года педагоги-ассистенты были вынуждены работать на ставках других специалистов – воспитателей, логопедов, психологов и др. Уже больше года педагоги-ассистенты официально приняты в штат школьных педагогов. Как изменилась их жизнь за это время?
К примеру, педагог-ассистент Замзагуль Муканова начала работать в кабинете поддержки инклюзии столичной школы-лицея №88 почти сразу после его открытия в ноябре 2019 года. Кроме нее в кабинете поддержки инклюзии работают еще восемь педагогов-ассистентов и учитель кабинета. Они обучают 10 детей с аутизмом, задержкой психического и речевого развития, ДЦП, синдромом Дауна.
Сейчас Замзагуль является педагогом-ассистентом второклассника Алибека. Он пришел в кабинет поддержки инклюзии в сентябре 2020 года. У ребенка было выраженное нежелательное поведение, отсутствовали навыки обучения. После 5-10 минут пребывания в кабинете поддержки инклюзии у него случалась истерика и он просился домой. Прошел год и Алибек занимается по 5-6 уроков подряд в общем классе в сопровождении Замзагуль. Научился читать и писать, ведет себя спокойно и не отвлекает внимания остальных учеников. По ее словам, очень важно подобрать индивидуальный подход к каждому ребенку.
Педагог-ассистент находится в постоянном физическом и эмоциональном напряжении – никогда точно не знаешь, что будет в следующие минуты – не толкнет или не ударит ли тебя ребенок. К каждому ребенку мы подбираем свой подход в зависимости от его диагноза, навыков, умений и характера. Нужно подружиться с ребенком, чувствовать перемены в его настроении, в состоянии. С особенными детьми не получится работать в приказном тоне – многих такое отношение буквально выводит из равновесия. Но с ребенком можно договориться. Кроме педагогического образования, специальных навыков по работе с особенными детьми, необходима интуиция, которая поможет предугадывать наперед, – рассказывает педагог-ассистент.
По словам руководителя фонда «Болашақ» Динары Чайжунусовой, все педагоги-ассистенты работают по индивидуальным программам. Их разрабатывают кураторы фонда. Для качественной работы с особенными детьми создан специальный курс повышения квалификации педагогов. Это единственный курс по ABA-терапии на сегодня, который одобрен министерством образования, отмечают в фонде. Сейчас обучаются более 1200 специалистов из 15 регионов Казахстана. Однако чрезмерная нагрузка педагогов-ассистентов и низкая заработная плата является одной из наболевших проблем.
Из-за отсутствия регламентов по расчету рабочей нагрузки заработная плата педагогов-ассистентов зачастую зависит от решений управлений образования и директоров школ. Средний оклад педагогов-ассистентов за сопровождение одного ребенка в одну смену в некоторых регионах составляет 35 тыс. тенге, а в других – 80-90 тыс. тенге. Ввиду низкой заработной платы и психоэмоциональной нагрузки среди педагогов-ассистентов наблюдается высокая текучесть кадров, – подчеркнула она.
Также, по ее словам, педагогом-ассистентом может стать каждый специалист с педагогическим образованием. Необходимо владеть специальными знаниями и навыками по работе с особенными детьми. Бывают ситуации, когда школа находит педагога-ассистента, но им становится молодой специалист без опыта работы с особенными детьми. В таком случае налицо формальная инклюзия – когда педагог-ассистент есть, но развития навыков у ребенка нет. Поэтому важно, чтобы администрация школы создавала условия и возможности для обучения педагогов-ассистентов.
Как отметили в фонде, решение данного вопроса взяли на контроль в партии Nur Otan.