Бизнес Казахстана рассчитывает получить доступ к рынку стран ЕАЭС

Председатель правления НПП РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов и председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил Мясникович встретились с казахстанским бизнес-сообществом, передает zakon.kz со ссылкой на пресс-службу Нацпалаты.

В ходе встречи поднимались острые вопросы для Казахстана и Евразийского экономического союза. Это проблемы цементной отрасли, транзитные конфликты между странами (торговля санкционными товарами), применение мер защиты внутреннего рынка.

Как отметил глава НПП, Михаил Мясникович первый председатель ЕЭК, который встретился с казахстанскими предпринимателями. На заре становления союза со стороны бизнесменов было много критики, споров и вопросов в части таможенного регулирования, транзита, сейчас стоят вопросы общего рынка.

Сейчас мы видим, что в целом у бизнеса есть понимание, что союз состоялся и это надолго. Понятно, что страны планировали получить выгоду от такого большого рынка, на это рассчитывали и предприниматели Казахстана. Многие вопросы решены, но бизнесу всегда хочется эффективно, оперативно решать свои проблемы и мы тесно сотрудничаем с комиссией в этом направлении. У Нацпалаты налажен постоянный контакт с министерствами, органами союза, — отметил Аблай Мырзахметов.

За 2020 год объем товарооборота Казахстана с ЕАЭС составил $19,7 млрд, сократившись по сравнению с 2019 годом на 9%. Экспорт за аналогичный период упал на 14%, при этом в сравнении с 2014 годом наблюдается сокращение на 23%.

Отмечается, что снижение наблюдается во всех странах-участницах союза.

По мнению Михаила Мясниковича, недостатки в падении объемов ВВП и жизненного уровня связаны с несколькими факторами: пандемия, снижение цен на нефть и невысокая производительность труда.

Мы в течение шести лет развивались не очень активно и остановились на уровне $27 тыс. на душу населения и движения нет. Возникает вопрос, исчерпали ли мы возможности в рамках ЕАЭС или нужны новые точки роста? Безусловно, в наших странах недостаточно высокая производительность труда. Она невысокая не потому, что люди плохо работают. Требуются новые производства и необходима диверсификация экономик, — сказал глава ЕЭК.

По его словам, необходимо стратегическое планирование и рыночная конъюнктура, которые закреплялись бы правительственными документами.

Мясникович отметил, что на сегодняшний момент комиссии удалось решить вопрос доступа стран союза к закупочным площадкам друг друга. Предпосылкой стала разработка и утверждение правил определения страны происхождения товаров для целей госзакупок. К сведению, объем рынка госзакупок стран союза составляет $152 млрд.

Это огромные средства и, безусловно, представители бизнес-сообщества могут свободно заходить на площадку госзакупок всех стран и участвовать в конкурсных закупках. Надеемся, что производители Казахстана зарегистрируют товары в реестре и примут участие в закупках стран, особенно России. На сегодня $126 млрд — госзакупки Российской Федерации и вы знаете, что были постановления, которые не допускали на рынок производителей из других стран. И благодаря усилиям комиссии, все производители имеют равные условия на рынке госзакупок, — сказал председатель коллегии ЕЭК.

Он подчеркнул, что знает о претензиях предпринимателей всех стран союза к работе комиссии.

Да, не все проходит гладко. Стараемся в работе использовать меньше лозунгов по интеграции, надо решать практические вопросы, но почему сложно решать проблемы? Зачастую закрываются рынки стран под патриотическими лозунгами защиты суверенитета. Суверенитет — это, конечно, дело святое, все мы должны этим руководствоваться, все мы патриоты, но при этом нельзя исходить из того, чтобы мы были суверенно бедными. Это вызывает обратную реакцию у партнеров по союзу, которые вводят контрмеры, хотя есть и нарушения права, которые напрямую не связаны с суверенитетом, — подчеркнул Мясникович.

Глава коллегии ЕЭК напомнил, что комиссия готовит план действий по реализации Стратегии-2025, в рамках которой предполагается создание совместных евразийских компаний как производственного интеграционного ядра союза.