Агентство по делам государственной службы разработало проекты концепции и закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы», сообщает Zakon.kz.
Указывается, что глава государства в Послании народу «Казахстан в новой реальности: время действий» поставил конкретную задачу по изменению подходов к государственному управлению, кадровой политике, системе принятия решений и ответственности за их выполнение.
Действующая модель государственного управления, основанная на административно-контрольной форме взаимодействия государства и населения, не в полной мере отвечает ожиданиям населения. Вследствие чего назрела необходимость формирования сервисной и «человекоцентричной» модели государственного управления, в которой главными ценностями являются граждане и их благополучие, – говорится в документе.
Так, предлагаемый законопроект направлен на упрощение процедур прохождения государственной службы и установление базовых требований с переводом промежуточных вопросов на уровень подзаконных актов.
Кроме того, анализ работы по рассмотрению обращений граждан и проблемные вопросы практики применения законодательства о государственной службе свидетельствуют о необходимости совершенствования отдельных положений закона «О государственной службе Республики Казахстан».
В связи с чем предлагается принятие комплекса законодательных мер.
1. По корректировке понятийного аппарата закона
Для точного определения целей совершенствования законодательства в сфере государственной службы необходимо внесение поправок в понятийный аппарат в части корректировок понятий: «политический государственный служащий», «квалификационные требования», «государственная служба», «временная вакантная должность» и др.
В том числе предлагается пересмотреть понятие «служебная этика государственных служащих» и определить основные требования к морально-этическому облику госслужащих и стандартам служебной этики.
2. По нормам распространения действия закона
Учитывая единство государственной службы, предлагается предусмотреть нормы по распространению действия закона наряду с государственными служащими, проходящими правоохранительную службу, также и на государственных служащих, проходящих военную и специальную службу с особенностями, предусмотренными законодательными актами РК.
Также предлагается лиц, осуществляющих деятельность в государственных органах на основании трудового договора в соответствии с трудовым законодательством РК, в том числе иностранных работников государственных органов, исключить из списка лиц, на которых действие настоящего Закона не распространяется.
3. По прохождению госслужбы
Так¸ статья 12 закона о государственной службе предусматривает полномочия руководителей аппаратов центральных государственных органов по назначению на госдолжность по итогам конкурса, которые требуют согласования с вышестоящими должностными лицами.
Данные согласования ставят под сомнение легитимность результатов конкурса, в связи с чем необходимо исключить согласование с вышестоящими должностными лицами при назначении на госдолжность по итогам конкурса, – отмечают разработчики документа.
Также в целях рационального распределения полномочий между заместителями первого руководителя и руководителем аппарата предлагается пересмотреть и другие нормы, регулирующие полномочия руководителя аппарата.
Кроме того, для расширения применения принципа профессионализма госслужащих, а также обеспечения более эффективного использования профессионального потенциала госслужащих, предлагается наложение дисциплинарного взыскания в виде понижения в государственной должности при наличии следующей вакантной нижестоящей государственной должности, за исключением временно вакантной государственной должности, и соответствии госслужащего квалификационным требованиям, установленным к данной государственной должности.
Данная мера позволит повысить привлекательность госслужбы за счет поддержки профессионалов, – говорится в документе.
Например, по состоянию на 31 декабря 2020 года сменяемость государственных служащих по республике составляет 22 338 человек или 23,1 % от штатной численности государственных служащих, в том числе чистая сменяемость (уход в частный сектор, организации квазигосударственного сектора, в связи с подачей в отставку, с иными причинами по собственному желанию) – 4 823 человек или 5%; в связи с уходом на пенсию сменяемость составила 896 или 4% от общей сменяемости. Сменяемость по отрицательным мотивам в 2020 году составила 301 человек (0,3 % от штатной численности).
Также говорится о необходимости определить единый подход при повторном назначении на госслужбу, в течение которого государственная служба не считается прерванной.
Так, законопроектом предлагается определить, что государственный служащий не считается вновь поступившим на государственную службу после ее прекращения в случае занятия им государственной должности не позднее следующего рабочего дня после его увольнения с предыдущей должности, за исключением ряда случаев.
Документ также предусматривает, что политические государственные служащие и отдельные категории административных служащих корпуса «Б» оцениваются в специальном порядке, определенном законодательством, в связи с чем оценка деятельности государственных служащих, предусмотренной статьей 33 закона, не должна распространяться на политических государственных служащих.
Для обеспечения эффективного использования профессионального потенциала при прохождении государственной службы и совершенствования управленческих компетенций служащих предусмотрена ротация кадров. В 2019 году ротировано 12 служащих корпуса «Б», в том числе пять служащих по схеме «регион – регион», пять служащих – «центр – центр», два человека в пределах одного региона.
Теперь предлагается установить осуществление ротации государственного служащего в другую местность в пределах максимально допустимого срока пребывания на занимаемой должности.
Предлагаемая норма затрагивает права государственных служащих, являющихся инвалидами, беременными, одинокими родителями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет, имеющими (являющимися опекунами) детей-инвалидов, в том числе усыновленных (удочеренных), многодетными родителями (опекунами) или на иждивении которых находятся престарелые родители, – поясняют в агентстве.
Законопроектом также предлагается предоставление государственному служащему, ротируемому в другую местность, служебного жилища без права приватизации.
При этом данная норма дополняется положением о том, что по истечении максимально допустимого срока пребывания на занимаемой должности (восемь лет) государственный служащий подлежит ротации либо понижению в должности, либо освобождению от занимаемой должности, даже в случае отсутствия возможности предоставления служебного жилища.
Ознакомиться с полным текстом документов можно на сайте «Открытые НПА», где они размещены для публичного обсуждения до 7 декабря.