Бывший министр здравоохранения Елжан Биртанов объяснил, что «СК-Фармация» и, в частности, экс-глава ТОО Берик Шарип не виноваты в дефиците лекарств в аптеках в период режима ЧП в Казахстане, передает корреспондент zakon.kz.
Хочу важную вещь сказать. Это касается лекарств в аптеках. Целью и задачами «СК-Фармация» было закупать лекарства для больниц. Все, что в больницах, а также те бесплатные лекарства, которые выдают в поликлиниках для онкобольных, больных туберкулезом, с психическими заболеваниями и так далее. Все, что касается аптек, — это частный рынок. Минздрав это не контролировал никогда. И не имеет до сих пор законной возможности. «СК-Фармация» никогда не поставляла в розничные аптеки. Когда в «СК-Фармация» были лекарства, а в аптеках не было — это две разные вещи, — сказал в ходе судебного заседания Елжан Биртанов.
Он добавил, что у ТОО нет собственных складов, и добиться передачи такой инфраструктуры удалось только в прошлом году.
Так вот на этих так называемых складах «СК-Фармация», которые они арендуют, с одной стороны, могут стоять лекарства для больниц, а с другой стороны — закупленные лекарства для аптек. И это легко можно проверить, что было в наличии и чего не было. Это важный момент, касающийся розничных аптек и роли «СК-Фармация» в ситуации, когда возник ажиотаж и население выкупило лекарства, а оптовики и частные компании не смогли удовлетворить спрос. «СК-Фармация» тут не при чем, — объяснил Биртанов.
Он напомнил, что в целом задачи, которые ставились перед тем, как Берик Шарип приступил к работе в «СК-Фармация», четко описаны, но он, как министр, четко ставил перед ним только одну задачу — прозрачную и законную организацию процесса.
Это было поручение Елбасы — навести порядок в «СК-Фармация». Конечно, была масса критики, шли уголовные дела, нужно было осуществлять огромный объем работы в таких условиях. В первую очередь нужно было доказать, что никакой коррупции в «СК- Фармация» нет. Хочу на этом заострить, что за все эти годы ни одного коррупционного дела о взятках, отказах в «СК Фармация» не было. Как говорил глава государства, когда пилят бюджет, такого никогда не было. Эту задачу Берик Шарип и его команда выполнили, — заверили в ходе судебного заседания.
Кроме того, бывший министр здравоохранения напомнил, что были очень серьезные проблемы с самой организацией закупок.
Как выяснилось, когда начались проверки антикора и прокуратуры, то увидели серьезные проблемы в самой процедуре нормативного регулирования закупок. Задача номер два — поднять эффективность закупок. С этой целью впервые Бериком Шарипом была осуществлена идея перевода всех закупок на сайт Минфина. До этого все было в бумажном формате. С 2018 года все закупки перешли в электронный формат, — сказал Биртанов.
Другая задача, по его словам, которая ставилась перед Бериком Шарипом, — цифровизация учета и движения лекарств, изделий медназначения в больницах.
Это и сейчас заметно. Можно увидеть, какие есть остатки лекарств, закупленных за счет бюджета. Еще одна важная задача — поддержка отечественных товаропроизводителей. У «СК Фармация» есть возможность заключать долгосрочные контракты. Если мы проводим тендер, приходит отечественный товаропроизводитель, то зарубежные лекарства отметаются и закупаются у наших заводов. Эти долгосрочные контракты позволили существенно поднять роль фармпроизводства. Что это дало? Это дало нам резерв мощности. Когда в прошлом году было увеличение количества больных, все лекарства в розницу были выкуплены. Именно отечественные заводы начали производить нам это. Никто из зарубежных заводов нам бы это не поставил, — заключил Елжан Биртанов.
Айша Тулеубекова, Нур-Султан