Общественный мониторинг будет сопровождать проект на Каспийском море, сообщает zakon.kz.
Об этом стало известно в ходе круглого стола в Атырауской области, где представители Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, компании NCOC, ученые и эксперты в сфере экологии, биологии и географии детально обсудили проект дноуглубительных работ на Каспийском море. Отметим, в группу общественного мониторинга вошли местные экологи, ученые и экоактивисты.
Для ознакомления с планом реализации данного проекта Председатель Комитета по экологическому регулированию и контроля Зулфухар Жолдасов, а также Председатель Комитета рыбного хозяйства Нариман Жунусов посетили регион. В рамках визита совместно с экспертами был совершен объезд территории нефтяной компании и рассмотрена цель проекта, его экологическая безопасность.
Ученые в области гидрологии и ихтиологии знакомятся с проектом. Мы также представили его общественности. Следует отметить, что дноуглубительные работы будут проводиться не на новых маршрутах, а на уже существующих водных путях, на площади 29 квадратных километров. Это всего 0,03% северо-восточной части моря. Таким образом, существенного воздействия на миграцию рыб и среду обитания птиц нет. Есть способы компенсировать компанией небольшие убытки. Также используются новые технологии для уменьшения мутности моря. Мы ведём постоянный контроль над проектом, — сказал Зулфухар Жолдасов.
Руководство компании утверждает, что работы по углублению — это не масштабный проект, а обычная работа.
NCOC работает на 5-ти оффшорных островах. Понижение уровня моря отрицательно сказывается на движении судов, транспортировке и спасательных операциях между островами. Поэтому будем только углублять морские пути. Планов строительства каналов нет. И углубление — это не что-то новое, а повседневная работа в истории Каспийского моря. Маршруты судоходства постоянно углубляются. Следовательно, он не представляет угрозы для окружающей среды. Причем, как утверждают представители общественности, в глубину на 5 метров мы копать не будем. Зона углубления составит 3,5 метра, поэтому работы будут проводиться только на глубине в 1,5 метра. В любом случае, мы проводим регулярный производственный мониторинг для отслеживания воздействия на окружающую среду. Мы понимаем свою ответственность, — отметил Ермек Марабаев, заместитель генерального директора компании.
По словам ученых и специалистов, в результате дноуглубительных работ пострадают некоторые кормовые базы. «Ущерб рассчитан примерно в 2,5 млрд. тенге, но он будет компенсирован компанией NCOC – эти средства будут направлены в частности, на воспроизводство рыбных ресурсов и дноглубительные работы на реках Урал и Кигач», — отметил председатель Комитета рыбного хозяйства РК Нариман ЖУНУСОВ.
А по словам морского биолога Казахстанского агентства прикладной экологии Федора КЛИМОВА, воздействие на морские биологические ресурсы и гидробионты (водные организмы) возможно, но оно будет минимальным и обратимым.
Здесь на тюленей и на птиц воздействия не будет. На зоопланктоны, фитопланктоны и бентос – да, но оно локально и возвратимо в течение 2-3 лет в полном объеме до исходного состояния, — говорит Климов.
Между тем, Елена Крупа, доктор биологических наук, сообщила, что мутность воды во время дноуглубительных работ оказывает временное воздействие на морские организмы. И море не пострадает.
У экосистемы Каспия есть потенциал к восстановлению. Что касается питательной базы морских организмов, то фитопланктон восстанавливается сразу после того, как помутнение, вызванное углублением морского дна, исчезает и спадает. Через месяц зоофланктон, а затем и макросообентос восстанавливаются. И проект не может быть связан с динамикой уровня Каспийского моря, так как нет плана строить канал. На уровень моря влияют течение Урала и Волги, а также климатические факторы, — сказала ученый.
Доктор биологических наук, ихтиолог Аскарбай Камелов пояснил, что проект не влияет и на миграцию рыб.
Осетровые в Каспийском море мигрируют двумя путями — на нерест и в поисках пищи. Во время нереста они мигрируют только в прибрежную зону, а не на всю акваторию моря. То есть на данном этапе их не затронет территория, на которой будет реализован проект дноуглубительных работ. А в поисках пропитания они часто уходят на отмели северных регионов. Поэтому этот проект не повлияет на их миграцию, — сказал он.
По словам профессора факультета географии и природопользования КазГУ имени Аль-Фраби Владимира УВАРОВА, дноуглубительные работы сейчас неизбежны – для того, чтобы через несколько лет не нарушилась логистика Кашаганского месторождения.
Если нарушится логистика, то это приведет к гораздо большим экологическим рискам в случае аварийных ситуаций. Если не смогут подойти суда, то будет трудно эвакуировать персонал, ликвидировать последствия аварии так далее, отметил Уваров.